Версия для слабовидящих
Общая информация
Пояснительная записка к учебному плану Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Октябрьская основная общеобразовательная школа № 2 Вязниковского района» на 2019-2020 учебный год и учебный план на 2019-2020 учебный год

 

 

Пояснительная записка к учебному плану

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Октябрьская основная общеобразовательная школа № 2

Вязниковского района»

 на 2019-2020 учебный год.

Учебный план  МБОУ «Октябрьская основная школа № 2»  на 2019-2020 учебный год отражает организационно-педагогические условия, необходимые для достижения результатов освоения основной образовательной программы; фиксирует максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей; определяет перечень учебных предметов, курсов, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.

Учебный план  МБОУ «Октябрьская основная школа № 2» сформирован в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основного общего образования (далее - ФГОС НОО, ФГОС ООО), с учетом основной образовательной программы начального общего образования, основной образовательной программы основного общего образования (далее - ООП НОО, ООП ООО), а также федерального базисного учебного плана (далее - БУП-2004).

В 2019-2020 учебном году реализуются федеральные государственные образовательные стандарты общего образования на уровне начального общего образования (в 1-4 классах), основного общего образования (в 5-9 классах).

Учебный план предусматривает возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся.

Обучение учащихся школы 1- 9 классов сориентировано на 5 дневную учебную неделю. В инвариантной части учебного плана все образовательные области представлены в полном объеме. Каждая из образовательных областей наполнена предметами, рекомендованными примерными учебными планами для общеобразовательных учреждений Владимирской области (недельный) на 2019-2020 учебный год в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основного общего образования.

Учебный план представляет недельный вариант распределения учебных часов начального общего, основного общего образования.

В учебном плане  школы определены образовательные области, их компоненты, учебная нагрузка   по каждой дисциплине.

Уровень начального общего образования

1.Общие положения.

На уровне начального общего образования реализуется ФГОС НОО.

Учебный план для I-IV классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. 

В ходе освоения образовательных программ начального общего образования  формируется внутренняя позиция обучающегося, определяющая новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития, базовые основы знаний и надпредметные умения, составляющие учебную деятельность обучающегося 1-4 классов:

- система учебных и познавательных мотивов: умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;

- универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные,  коммуникативные);

- познавательная мотивация, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения, здорового образа жизни.

Обязательная часть базисного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:

- формирование гражданской идентичности обучающихся;

- приобщение обучающихся к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;

- готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;

- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Учебный план для 1 - 4 классов составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Продолжительность учебного года:

- I класс - 33 учебные недели;

- II-IV классы -  34 учебные недели.

Продолжительность урока:

- в I классе – 35 минут (сентябрь-октябрь); 40 минут (январь-май)

- во II-IV классовсоставляет - 40 минут.

Учебный план общеобразовательной организации на 2019 – 2020 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН  2.4.2.2821-10   «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от 29.12.2010 г. № 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821 – 10) и предусматривает 4-летний нормативный  срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1 – 4 классов.

Часть  учебного плана, включающая внеурочную деятельность, формируется участниками образовательного процесса и обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).

Учебный план начальной школы предусматривает обучение по образовательной программе«Школа России».

2. Содержание образования в 1 -4 классах

Предметная область «Русский язык»

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

 - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

 - формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Предметная область «Родной (русский)  язык» является самостоятельной и включает обязательный учебный предмет «Родной (русский)  язык».

Объем часов по классам (годам) обучения устанавливается самостоятельно общеобразовательной организацией из обязательной части (Русский язык) – 0,5 часа в неделю по каждому учебному предмету предметной области «Родной (русский) язык.

В результате изучения курса русского языка и родного языка обучающиеся на ступени начального общего образова­ния научатся осознавать язык как основное средство челове­ческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык и родной язык ста­нут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

В процессе изучения русского языка и родного языка обу­чающиеся получат возможность реализовать в устном и пись­менном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформиро­вано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат началь­ные представления о нормах русского и родного литератур­ного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, не­обходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнёра, учёт различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.

Выпускник на ступени начального общего образования:

- научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;

- сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умени­ем проверять написанное, при работе с текстом на компьютере сможет использовать полуавтоматический орфографичес­кий контроль, овладеет основными правилами оформления текста на компьютере;

- получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разде­лами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтакси­сом; в объёме содержания курса научится находить, характе­ризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые еди­ницы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и по­знавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.

В результате изучения курса русского языка и родного языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформиро­ван учебно-познавательный интерес к новому учебному мате­риалу по русскому и родному языкам и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующей ступени образования.

Предметная область «Литературное чтение»

Курс литературного чтения направлен на достижение следу­ющих целей:

- овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;

- совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви­дами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формиро­вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений;

- формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Предметная область «Литературное чтение на родном (русском) языке» является самостоятельной и включает обязательный учебный предмет  «Литературное чтение на родном (русском) языке».

Объем часов по классам (годам) обучения устанавливается самостоятельно общеобразовательной организацией из предмета «Литературное чтение» – 0,5 часа в неделю по каждому учебному предмету предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

Для достижения поставленных целей изучения литературного чтения в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.В результате изучения курса выпускник, освоивший основную образовательную программу начального общего образования:

- осознает значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам, у не­го будет сформирована потребность в систематическом чте­нии как средстве познания мира и самого себя;

- научится полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;

- получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков российской и советской детской литературы о природе, истории России, о судьбах людей, осмыслить этические представления о понятиях «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «чест­ность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на осно­ве чего у обучающегося начнётся формирование системы духовно-нравственных ценностей;

- начнёт понимать значимость в своей жизни родствен­ных, семейных, добрососедских и дружественных отношений, получит возможность осмыслить понятия «дружба», «взаимо­понимание», «уважение», «взаимопомощь», «любовь» и позна­комится с правилами и способами общения и выражения сво­их чувств к взрослым и сверстникам, на основе чего у обу­чающегося будет формироваться умение соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами;

- освоит восприятие художественного произведения как особого вида искусства, научится соотносить его с другими видами искусства;

- полюбит чтение художественных произведений, которые помогут ему сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор;

- приобретёт первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, научится находить и использовать информацию для практической работы.

К завершению обучения на ступени начального общего образования будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности (чтение и понимание текста), речевого раз­вития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.

Выпускники овладеют техникой чтения, приёмами пони­мания прочитанного и прослушанного произведения, элемен­тарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую их литературу, пользоваться словарями и справочниками, включая компьютерные, осознают себя как грамотных читателей, способных к творческой деятельности.

Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведе­ния. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, аудио- и видеоиллюстрации, видеосюжеты и анимации и др.).

Выпускники научатся приёмам поиска нужной информации, овладеют алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), научатся высказы­вать и пояснять свою точку зрения, познакомятся с правилами и способами взаимодействия с окружающим миром, получат представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе.

Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности (в том числе с использованием средств телекоммуникации), на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

Предметная область«Иностранный язык» (немецкий язык)

Иностранный язык – один из важнейших и относительно новых предметов в системе подготовки современного младшего школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира. Наряду с русским языком и литературным чтением он входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию.

Интегративной целью обучения немецкому языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.

Изучение иностранного языка в начальной школе направленно на достижение следующих целей:

- формирование умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной и письменной форме;

- приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;

- развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;

- воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами иностранного языка.

В результате изучения курса немецкого языка обучающиеся:

·совершенствуют приёмы работы с текстом, опираясь на умения, приобретённые на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т.·п.);

·овладевают более разнообразными приёмами раскрытия значения слова, используя словообразовательные элементы; синонимы, антонимы; контекст;

·совершенствуют общеречевые коммуникативные умения, например начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;

·учатся осуществлять самоконтроль, самооценку;

·учатся самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера (при наличии мультимедийного приложения).

Предметная область «Математика и информатика» представлена обязательным учебным предметом «Математика» в 1-4 классах (4 часа в неделю).

Основные задачи реализации содержания предметной области математика и информатика (представлена предметом математика): развитие математической  речи,  логического  и алгоритмического    мышления, воображения,    обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности

Программа рассчитана на 132 часа (4 часа в неделю) в каждом классе.

Основными целями начального обучения математике являются:

Математическое развитие младших школьников.

Формирование системы начальных математических знаний.

Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования  должны отражать по математике:

- использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

- приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

- умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами,  цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

- приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

В результате изучения курса математики обучающиеся на ступени начального общего образования:

- научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;

- овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математичес­кой речи, приобретут необходимые вычислительные навыки;

- научатся применять математические знания и представле­ния для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;

- получат представление о числе как результате счёта и измерения, о десятичном принципе записи чисел; научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое выражение и находить его зна­чение; накопят опыт решения текстовых задач;

- познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей;

- приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практико-ориентированной математической дея­тельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые фор­мы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.

Предметная область «Обществознание и естествознание (окружающий мир)»

Изучение курса «Окружающий мир» рассчитано на 66  учебных часа в год в каждом классе. Основные задачи реализации содержания предметной области  обществознание и естествознание (представлена предметом окружающий мир): формирование      уважительного      отношения      к      семье, населенному   пункту,   региону,   России,   истории,  культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.  Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего   места   в   нем.   Формирование   модели   безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных     и     чрезвычайных      ситуациях.      Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру  должны отражать:

- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве;

развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на ступени начального общего образования:

- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, че­ловеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;

- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении;

- получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и куль­туры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, гото­вить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;

- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) реализуется как обязательный в объеме 1 часа в 4-ом классе. Один из модулей ОРКСЭ - «Основы православной культуры» выбирается родителями (законными представителями) обучающихся.

Целью курса «Основы православной культуры» является духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей региона, запросов семей   и   других   субъектов   образовательного   процесса. Он направлен на  формирование навыков детей, связанных со здоровым образом жизни, с нормами человеческого общежития, обретением внутренней гармонии через основы  православия. Программа поможет в изучении школьных исторических дисциплин, литературы, мировой художественной культуры и искусства.

В предметную область «Искусство» включены обязательные учебные предметы «Музыка» и «Изобразительное искусство».

На учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю).

Цель программы: становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:

сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

По итогам освоения программы начальных классов обучающиеся должны знать/понимать:

- смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

- названия изученных жанров (песня, танец, марш);

- названия изученных произведений и авторов;

- названия музыкальных инструментов (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа, гармонь, баян, балалайка);

- названия нот, темпов (быстро – медленно), динамики (громко - тихо);

уметь:

узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);

определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;

передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на детских музыкальных инструментах;

исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;

вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- исполнения знакомых песен;

- участия в коллективном пении;

- музицирования на детских музыкальных инструментах;

- передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.

Программа «Изобразительное искусство»  рассчитана на 33 (для 1 класса) и по 34 (для 2,3 и 4 классов) учебных часа  в год.

Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, в развитии его души средствами приобщения к художественной культуре как к форме духовно-нравственного поиска человечества.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Задачи:

- развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произ­ведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружаю­щему миру;

- формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

- формирование основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

В результате изучения курса «Изобразительное искусство»  обучающийся должен знать/понимать:

- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

понимание образной природы искусства;

-  эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази­тельных средствах;

- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники; 

способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

-освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

- овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

- изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

Предметная область «Технология»  рассчитана на 33 (для 1 класса) и по 34 (для 2, 3, 4 классов) учебных часа  в год.

Основные задачи предметной области технология (представлена предметом технология): формирование   опыта   как   основы   обучения   и   познания, осуществление    поисково-аналитической    деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование      первоначального  опыта  практической преобразовательной деятельности.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования  по технологии должны отражать:

- получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

- усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

- ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

- использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

- приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Предметная область "Физическая культура"в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10представлен 3 часами в I-IV классе.Основными задачами введения третьего часа физической культуры на уровне начального общего образования являются:

- формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня;

- приобщение детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;

- расширенное освоение обучающимися отдельных тем и разделов рабочих программ: общеразвивающие упражнения, подвижные игры, упражнения ритмической   гимнастики, эстафеты, спортивные игры по упрощенным правилам.

- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

- развитие координационных (точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;

- формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

- формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;

- выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;

- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга, использование  их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности  и выявления предрасположенности к тем или иным видам деятельности;

- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельным показателям физического развития и физической подготовленности;

- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений;

- содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.

В соответствии с требованиями   ФГОС НОО основная образовательная программа реализуется через учебный план и внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность обучающихся организуется в целях формирования единого образовательного пространства муниципального образовательного учреждения МБОУ «Октябрьская основная  № 2»  для повышения качества образования и реализации процесса становления личности младшего школьника в разнообразных развивающих средах. Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования. Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня. Часы, отведённые на внеурочную деятельность, реализуются  по выбору учащихся и родителей, но не более 5 часов в неделю на одного учащегося.

Внеурочная деятельность реализуется по направлениям  развития личности и представлена следующими видами деятельности:

Направления

1,3кл

2,4кл

1. Социальное

1. «Я художник», Веденеева С.Н.

1. «Школа безопасности», Трубочкина Н.А.

2. Духовно-нравственное

1. Растим патриотов», Веденеева С.Н.

1. Растим патриотов», Трубочкина Н.А.

3. Обще-интеллектуальное

1. «Почемучка»,

Веденеева С.Н.

1. «Почитай-ка»,

Трубочкина Н.А.

4. Обще-культурное

1. «Народные игры», Карпов Е.М.

1. «Путешествие по стране этикета», Трубочкина Н.А.

5. Спортивно-оздоровительное

1. «Азбука здоровья», Веденеева С.Н.

1. «Народные игры»,

Карпов Е.М.

 

Максимальная нагрузка у учащихся 1 класса - 21 час, а во2 - 4 классе - 23 часа.

Учебный план

1-4 класса

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Октябрьская основная общеобразовательная школа № 2

Вязниковского района»,

реализующего ООП НОО ФГОС

в 2019-2020 учебном году

 

Предметные области

 

Учебные предметы

Количество часов в неделю

 

1

класс

2

класс

3

 класс

4 класс

 

Русский язык и литературное чтение

Русский язык

4,5

4,5

4,5

4,5

 

Литературное чтение

3,5

3,5

3,5

2,5

 

Родной язык и литературное чтение на родном языке

Русский родной язык

0,5

0,5

0,5

0,5

 

Литературное чтение на русском родном языке

0,5

0,5

0,5

0,5

 

Иностранный язык

Иностранный язык (немецкий)

-

2

2

2

 

Математика и информатика

Математика

4

4

4

4

 

Обществознание и естествознание (Окружающий мир)

Окружающий мир

2

2

2

2

 

Основы религиозных культур и светской этики

Основы религиозных культур и светской этики

-

-

-

1

 

 

Искусство

Музыка

1

1

1

1

 

Изобразительное искусство

1

1

1

1

 

Технология

Технология

1

1

1

1

 

Физическая культура

Физическая культура

3

3

3

3

 

                                            Итого

21

23

23

23

 

Часть, формируемая участниками образовательных отношений при пятидневной учебной нагрузке

-

-

-

-

 

Максимальная нагрузка

21

23

23

23

 

 

Уровень основного общего образования:

1.Общие положения.

Учебный план для 5-9 классов ориентирован на 5-летний срок освоения государственных образовательных программ основного общего образования.

Продолжительность урока - 40 минут.

Продолжительность учебного года- 34 учебных недель.

Основное общее образование обеспечивает личностное самоопределение учащихся:

- формирование нравственных качеств личности, мировоззренческой позиции, гражданской зрелости;

- готовность к профессиональному выбору, к самостоятельному решению проблем в различных видах и сферах деятельности, к развитию творческих способностей.

Содержание образования уровня основного общего образования является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения в средней общеобразовательной школе или в учреждении профессионального образования, создает условия для получения обязательного среднего общего образования, подготовки учеников к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования.

Особое место на уровне основного общего образования принадлежит V-IXклассам, продолжается реализация ФГОС ООО.Особенности их развития связаны:

- с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы, к новой внутренней позиции обучающегося - направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

- с осуществлением на данном возрастном уровне качественного преобразования учебных действий, таких как  моделирование, контроль и оценка,  проектирование собственной учебной деятельности;

- с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

- с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества;

- с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества, которая выражается в переходе от классно-урочной к лабораторно-семинарской и практико-исследовательской деятельности

Содержание обучения в Vклассах реализует принцип преемственности с начальной школой, обеспечивает адаптацию учащихся к новым для них условиям и организационным формам обучения, характерным для основной школы.

Содержание образования основной школы направлено на формирование у обучающихся умения организовывать свою деятельность: определять цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты.

Изучение систематических курсов естественнонаучных и общественных дисциплин нацелено на формирование у обучающихся умения объяснять явления природной, социальной, культурной, технической среды; выделять, систематизировать и обобщать их существенные признаки,  устанавливать причинно-следственные связи и оценивать их значимость.

На формирование у обучающихся социальных, нравственных и эстетических ценностей направлены курсы литературы,  истории и обществознания, искусства,  иностранного языка.

Формированию ключевых компетентностей, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки измерений, навыки сотрудничества),  способствуют все учебные предметы, но в большей степени - русский язык,  иностранные языки, информационные технологии и основы безопасности жизнедеятельности.

2. Содержание образования в 5 - 9 классах

Предметная область «Русский язык и литература»включает обязательные учебные предметы «Русский язык» и  «Литература».

Предметная область «Родной язык и родная литература» включает обязательные учебные предметы «Родной (русский) язык» и «Родная (русская) литература».

Объем часов по классам (годам) обучения устанавливается самостоятельно общеобразовательной организацией из части, формируемой участниками образовательных отношений – 0,5 часа в неделю по каждому учебному предмету предметной области «Родной язык и родная литература».

Обучающиеся 9 классов завершают уровень основного общего образования, в связи с чем необходимо обеспечить выполнение основной образовательной программы в полном объеме по предметной области «Родной язык и родная литература».

Предметная область «Общественно-научные предметы» состоит из обязательных учебных предметов «История России. Всеобщая история» (5-9 классы), «Обществознание» (6-9 классы), «География» (5-9 классы).

В предметную область «Математика и информатика» включены обязательные учебные предметы «Математика» (5-6 классы), «Алгебра» и «Геометрия» (7-9 классы), «Информатика» (7-9 классы).

Предметная  область «Основы духовно-нравственной культуры народов России»на уровне основного общего образования (далее - предметная область ОДНКНР) реализуется в 8 классе, в рамках внеурочной деятельности.

Изучение предметной области ОДНКНР обеспечивает:

воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

В предметную область «Естественнонаучные предметы» включены обязательные учебные предметы «Физика» (7-9 классы), «Химия» (8-9 классы), «Биология» (5-9 классы).

В предметную область «Искусство» входят обязательные учебные предметы «Музыка» (5-8 классы)по1 часу в неделю  и «Изобразительное искусство» (5-8 классы) по1 часу в неделю.

Предметная область «Технология» включает обязательный учебный предмет «Технология», построенный по модульному принципу с учетом возможностей общеобразовательной организации (5-8 классы).

Предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» представлена обязательными учебными предметами «Физическая культура» (5-9 классы) и «Основы безопасности жизнедеятельности» (8-9 классы).

Учебный план для 5- 9 классов (ФГОС):

Часы части, формируемой участниками образовательного процесса выделены:

- в 5-9 классах добавлено по 0,5 часа на каждый предмет  для полной реализации учебной программы ФГОС предметов  «Родной (русский) язык» и «Родная (русская) литература

- в 7 классе добавлен 1 час в неделю для полной реализации учебной программы ФГОС предмета «Биология»,

- в 5 классе добавлен 1 час в неделю для полной реализации учебной программы ФГОС предмета  «Обществознание»;

Учебный план

5- 9 класса

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Октябрьская основная общеобразовательная школа № 2

Вязниковского района»,

реализующего ООП ООО ФГОС

в 2019-2020 учебном году

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

5 класс

 6 класс

7

 класс

8

класс

9

 класс

Русский язык и литература

Русский язык

5

6

4

3

3

Литература

3

3

2

2

3

Родной язык и родная литература

Русский родной язык

+

+

+

+

+

Русская родная литература

+

+

+

+

+

Иностранные языки

Иностранный язык (немецкий)

3

3

3

3

3

Общественно-научные предметы

История России, Всеобщая история

2

2

2

2

3

Обществознание

 

1

1

1

1

География

1

1

2

2

2

Математика и информатика

Математика

5

5

 

 

 

Алгебра

 

 

3

3

3

Геометрия

 

 

2

2

2

Информатика

 

 

1

1

1

Основы духовно-нравственной культуры народов России

ОПК

 

 

 

 

 

Естественно-научные предметы

Физика

 

 

2

2

3

Биология

1

1

1

2

2

Химия

 

 

 

2

2

Искусство

Изобразительное искусство

1

1

1

1

 

Музыка

1

1

1

1

 

Технология

Технология

2

2

2

1

 

Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура

3

3

3

3

3

Основы безопасности жизнедеятельности

 

 

 

1

1

Итого

27

29

30

32

32

Часть, формируемая участниками образовательных отношений при пятидневной учебной нагрузке

 

 

 

 

 

Русский родной язык

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Русская родная литература

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Биология

 

 

1

 

 

Обществознание

1

 

 

 

 

Максимальная  нагрузка

29

30

32

33

33

Внеурочная деятельность

Направления

5-6 кл

7-8 кл

9 кл

1. Социальное

1. «Полезная информатика», Трубочкина Н.А.

2. «Зеленая планета», Рябинкина И.А.

1. «Полезная информатика», Трубочкина Н.А.

2. «Проектная деятельность», Рябинкина И.А.

1. «Полезная информатика», Трубочкина Н.А.

 

2. Духовно-нравственное

1. «Юный краевед», Безрукова З.А.

1. «ОПК», Безрукова З. А.,  0,5 ч

1. «Юный краевед», Безрукова З.А.

3. Обще-интеллектуальное

1.«Реальная математика», Спирина В.В.

1.«Реальная математика», Спирина В.В.

2. «Юный географ», Пескова С.В.

1.«Реальная математика», Спирина В.В.

2. «Юный географ», Пескова С.В.

4. Обще-культурное

 

 

1. «Основы журналистики», Рябинкина И. А.

5. Спортивно-оздоровительное

1. «Основы безопасности жизнедеятельности»

Пескова С. В.

1. «Основы безопасности жизнедеятельности»

Пескова С. В. 0,5 ч

 

В IX классах завершается общеобразовательная подготовка по базовым предметам основной школы, и создаются  условия для осознанного выбора обучающимися профиля обучения в старшем звене  или иного варианта жизненной стратегии, обеспечивающей получение обязательного среднего общего образования.

П о я с н и т е л ь н а я з а п и с к а

к учебному плану

МБОУ «Октябрьская основная школа № 2»

на 2019-2020 учебный год

надомное обучение в 9  классе.

Октябрьская основная школа № 2 является сельской малокомплектной   школой. Надомное обучение организовано для 1 учащегося  9  класса.

Основная цель образовательной деятельности –  в условиях сельской школы создать условия для развития личности человека, к концу обучения сохранившего здоровье, образованного в меру своих способностей и в соответствии с общепринятыми стандартами, адаптированного к окружающей жизни и соблюдающего общечеловеческие заповеди.

При формировании учебного плана сохранен перечень учебных курсов по образовательным областям.      

Учебный план является исходным документом для финансирования образовательного процесса, он определяет максимальный объем недельной учебной нагрузки, обязательную минимальную нагрузку учащихся по всем классам и ступеням обучения в школе, состав образовательных областей и учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, образовательным областям и предметам. Научно-педагогическими основами учебного плана школы являются: полнота, целостность (внутренняя взаимосвязь компонентов), сбалансированность (рациональный баланс между федеральным, региональным и школьным компонентом), преемственность между ступенями  и классами (годами) обучения, отсутствие перегрузки, учет реальных возможностей школы, детей, методической, материально-технической базы.

Содержание образования в школе направлено на создание у учащихся целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельности, личностной ответственности за свою судьбу.

Продолжительность учебного года в 9 классе – 34 учебные недели. Продолжительность урока 30 минут.

Цель образования в основной школе – формирование способности к осуществлению ответственного выбора собственной образовательной траектории через последовательное увеличение форм деятельности учащихся и формирование способности к проектированию.

Образовательный процесс в основной школе обеспечивает следующие результаты:

подросток видит и понимает ценность образования;

обладает соответствующими компетенциями:

социальной – способностью действовать в социуме с учетом позиций других людей;

коммуникативной – способностью вступать в коммуникацию с целью быть понятым;

предметной – способностью анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры;

обладает определенным социальным опытом, умеет делать осознанный выбор (на уровне осознания имеющейся у него информации и опыта) и несет ответственность за него;

способен выбрать наиболее адекватную форму продолжения образования (или профессионализации).

Основная компетенция, которая формируется к концу основной школы, - это способность к созданию собственного  продукта, выполненного и представленного с ориентацией на восприятие другим человеком.

Множественность видов деятельности учащихся: учебной, трудовой, проектной – условия формирования учебной самостоятельности учащихся.

Познавательная деятельность

Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности   в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.

Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.

Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Информационно-коммуникативная деятельность

Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Рефлексивная деятельность

Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.      Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).

Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Учебный план на 2019-2020 учебный год

надомное обучение 9 класс

Русский язык – 2,5 ч.

Литература – 1ч.

Немецкий язык – 0,5 ч.

Алгебра – 2 ч.

Геометрия – 1ч.

Истории – 0,5 ч.

Обществознание – 1 ч.

География – 1 ч.

Физика – 0,5 ч.

Биология – 1 ч.

Химия – 0,5 ч.

Основы безопасности жизнедеятельности – 0,5 ч.

Итого: 12 ч.

УМК  начального общего образования 

Класс

Предметы в соответствии с учебным планом

Программы с указанием уровня

Учебники

1

Обучение чтению

Сборник рабочих программ УМК «Школа России» М, Просвещение, 2011

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. «Азбука». М.: Просвещение, 2011г.

Обучение письму

Сборник рабочих программ УМК «Школа России» М, Просвещение, 2011

Горецкий, В. Г. Пропись 1, 2, 3, 4 к «Азбуке». 1 класс : пособие для учащихся обще­образоват. учреждений / В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова. - М. : Просвещение, 2011г.

Русский язык

Сборник рабочих программ УМК «Школа России» М, Просвещение, 2011

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011г.

 

Литературное чтение

Сборник рабочих программ УМК «Школа России» М, Просвещение, 2012

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 1 кл. в 2-х частях. М.: Просвещение, 2012 г.

Математика

Сборник рабочих программ УМК «Школа России» М, Просвещение, 2012

Моро М. И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учебник для 1 класса. В 2 частях.М. Просвещение, 2012 г.

Окружающий мир

Сборник рабочих программ УМК «Школа России» М, Просвещение, 2011

Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник. 1 класс. В 2-х частях.
Плешаков А. А. М.: Просвещение, 2011г.

Музыка

Сборник рабочих программ УМК «Школа России» М, Просвещение, 2011

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 1 кл.нач.шк. – М.: Просвещение, 2010.

Изобразительное искусство

Сборник рабочих программ УМК «Школа России» М, Просвещение, 2011

Неменская  Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, ты украшаешь и строишь: 1 класс/ Под. Ред. Б. М. Неменского. . - М.: Просвещение, 2011г.

Физическая культура

Сборник рабочих программ УМК «Школа России» М, Просвещение, 2011

Лях В.И. Физическая культура: учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. – М.: Просвещение,2010 г.

Технология

Сборник рабочих программ УМК «Школа России» М, Просвещение, 2011

Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. : Учебник для учащихся 1 кл.нач.шк. – М.: Просвещение, 2011.

2

Русский язык

Сборник рабочих программ УМК «Школа России» М, Просвещение, 2012

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012г.

 

Литературное чтение

Сборник рабочих программ УМК «Школа России» М, Просвещение, 2012

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 2 кл. в 2-х частях. М.: Просвещение, 2012г.

Математика

Сборник рабочих программ УМК «Школа России» М, Просвещение, 2012

Моро М. И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учебник для 2 класса. В 2 частях.М. Просвещение, 2012 г.

Окружающий мир

Сборник рабочих программ УМК «Школа России» М, Просвещение, 2012

Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник. 2 класс. В 2-х частях.
Плешаков А. А. М.: Просвещение, 2012г.

Немецкий язык

Сборник рабочих программ УМК «Школа России» М, Просвещение, 2012

И.Л.Бим «Немецкий язык»  Москва «Просвещение»2012 г.

Музыка

Сборник рабочих программ УМК «Школа России» М, Просвещение, 2012

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 2 кл.нач.шк. – М.: Просвещение, 2010.

Изобразительное искусство

Сборник рабочих программ УМК «Школа России» М, Просвещение, 2012

Неменская  Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, ты украшаешь и строишь: 2 класс/ Под. Ред. Б. М. Неменского. . - М.: Просвещение, 2011г.

Физическая культура

Сборник рабочих программ УМК «Школа России» М, Просвещение, 2012

Лях В.И. Физическая культура: учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. – М.: Просвещение,2010 г.

Технология

Сборник рабочих программ УМК «Школа России» М, Просвещение, 2012

Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. : Учебник для учащихся 2 кл.нач.шк. – М.: Просвещение, 2011.

3

Русский язык

Сборник рабочих программ УМК «Школа России» М, Просвещение, 2014

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014г.

 

Литературное чтение

Сборник рабочих программ УМК «Школа России» М, Просвещение, 2014

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях. М.: Просвещение, 2014 г.

Математика

Сборник рабочих программ УМК «Школа России» М, Просвещение, 2012

Моро М. И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учебник для 3 класса. В 2 частях.М. Просвещение, 2012 г.

Окружающий мир

Сборник рабочих программ УМК «Школа России» М, Просвещение, 2012

Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник. 1 класс. В 2-х частях.
Плешаков А. А. М.: Просвещение, 2012г.

Немецкий язык

Сборник рабочих программ УМК «Школа России» М, Просвещение, 2014

И.Л.Бим «Немецкий язык»  Москва «Просвещение» 2014 г.

Музыка

Сборник рабочих программ УМК «Школа России» М, Просвещение, 2011

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 3 кл.нач.шк. – М.: Просвещение, 2010.

Изобразительное искусство

Сборник рабочих программ УМК «Школа России» М, Просвещение, 2011

Неменская  Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, ты украшаешь и строишь: 3 класс/ Под. Ред. Б. М. Неменского. . - М.: Просвещение, 2011г.

Физическая культура

Сборник рабочих программ УМК «Школа России» М, Просвещение, 2011

Лях В.И. Физическая культура: учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. – М.: Просвещение,2010 г.

Технология

Сборник рабочих программ УМК «Школа России» М, Просвещение, 2011

Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. : Учебник для учащихся 3 кл.нач.шк. – М.: Просвещение, 2011.

4

Русский язык

Сборник рабочих программ УМК «Школа России» М, Просвещение, 2014

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014г.

 

Литературное чтение

Сборник рабочих программ УМК «Школа России» М, Просвещение, 2014

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4кл. в 2-х частях. М.: Просвещение, 2014г.

Математика

Сборник рабочих программ УМК «Школа России» М, Просвещение, 2014

Моро М. И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учебник для 4 класса. В 2 частях.М. Просвещение, 2014 г.

Окружающий мир

Сборник рабочих программ УМК «Школа России» М, Просвещение, 2014

Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник. 4 класс. В 2-х частях.
Плешаков А. А. М.: Просвещение, 2014г.

Немецкий язык

Сборник рабочих программ УМК «Школа России» М, Просвещение, 2014

И.Л.Бим «Немецкий язык»  Москва «Просвещение» 2014 г.

Музыка

Сборник рабочих программ УМК «Школа России» М, Просвещение, 2011

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 4 кл.нач.шк. – М.: Просвещение, 2010.

Изобразительное искусство

Сборник рабочих программ УМК «Школа России» М, Просвещение, 2011

Неменская  Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, ты украшаешь и строишь: 4 класс/ Под. Ред. Б. М. Неменского. . - М.: Просвещение, 2011г.

Физическая культура

Сборник рабочих программ УМК «Школа России» М, Просвещение, 2011

Лях В.И. Физическая культура: учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. – М.: Просвещение,2010 г.

Технология

Сборник рабочих программ УМК «Школа России» М, Просвещение, 2011

Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. : Учебник для учащихся 4 кл.нач.шк. – М.: Просвещение, 2011.

УМК  основного общего образования

 

5

Русский язык

Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов, авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, «Просвещение», Москва, 2010г.

«Русский язык. 5  кл.». Баранов М.Т., Т.А.Ладыженская, 2013-2014 г. «Просвещение».

6

Русский язык

Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов, авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, «Просвещение», Москва, 2010г.

«Русский язык. 6  кл.». Баранов М.Т., Т.А.Ладыженская, 2013 - 2014г. «Просвещение».

7

Русский язык

Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов, авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, «Просвещение», Москва, 2010г.

«Русский язык. 7  кл.». Баранов М.Т., Т.А.Ладыженская, 2018г. «Просвещение».

8

Русский язык

Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов, авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, «Просвещение», Москва, 2010г.

«Русский язык. 8  кл.». Баранов М.Т., Т.А.Ладыженская, 2019-2010г. «Просвещение».

9

Русский язык

Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов, авторы Бархударов С.Г., С. Е. Крючков, «Просвещение», Москва, 2019г.

«Русский язык. 9  кл.». Бархударов С.Г., С. Е. Крючков, 2019 г. Москва «Просвещение».

5

Литература

   Программа «Литература» для 5-11 классов под ред. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, Москва, «Просвещение» 2019 год

В. Я. Коровина, В. П. Журавлев. Литература 5 класс Москва, «Просвещение» 2019 год

6

Литература

   Программа «Литература» для 5-11 классов под ред. Т.Ф. Курдюмовой, «Дрофа», 2011 г.

Курдюмова Т.Ф. Литература 6 класс Дрофа 2013-17 год

7

Литература

   Программа «Литература» для 5-11 классов под ред. Т.Ф. Курдюмовой, «Дрофа», 2011 г.

Курдюмова Т.Ф. Литература 7 класс Дрофа 2017год

8

Литература

   Программа «Литература» для 5-11 классов под ред. Т.Ф. Курдюмовой, «Дрофа», 2011 г.

Курдюмова Т.Ф. Литература 8 класс Дрофа 2018 год

9

Литература

   Программа «Литература» для 5-11 классов под ред. Т.Ф. Курдюмовой, «Дрофа», 2011 г.

Курдюмова Т.Ф. Литература 9  класс Дрофа 2018 год

5

Немецкий язык

Программы общеобразовательных учреждений. Немецкий язык 5-9 классы. Бим И.Л.. Москва.  Просвещение. 2005 г.

И.Л.Бим «Немецкий язык» Москва «Просвещение».2013-15 г.

6

Немецкий язык

Программы общеобразовательных учреждений. Немецкий язык 5-9 классы. Бим И.Л.. Москва.  Просвещение. 2005 г.

И.Л.Бим «Немецкий язык» Москва «Просвещение».2013-14 г.

7

Немецкий язык

Программы общеобразовательных учреждений. Немецкий язык 5-9 классы. Бим И.Л.. Москва.  Просвещение. 2005 г.

И.Л.Бим «Немецкий язык» Москва «Просвещение».2017 г.

8

Немецкий язык

Программы общеобразовательных учреждений. Немецкий язык 5-9 классы. Бим И.Л.. Москва.  Просвещение. 2005 г.

И.Л.Бим «Немецкий язык» Москва «Просвещение».2009-2010 г.

9

Немецкий язык

Программы общеобразовательных учреждений. Немецкий язык 5-9 классы. Бим И.Л.. Москва.  Просвещение.  2019 г.

И.Л.Бим «Немецкий язык» Москва «Просвещение».2019 г.

5

Математика

Примерные программы по математике. Составители: Э.Д. Днепров2007 г., Москва.

Виленкин Н. Я. , «Математика  -5», М. Мнемозина, 2013-15

6

Математика

Примерные программы по математике. Составители: Э.Д. Днепров2007 г., Москва.

Виленкин Н. Я. , «Математика  - 6», М. Мнемозина, 2013-17

7

Алгебра

 

 

Геометрия

Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Москва. Просвещение,2009 г.

«Алгебра – 7» Макарычев Ю. Н. под ред. Теляковского С. А., М. , Просвещение, 2017

«Геометрия  7-9» Атанасян Л. С., М., Просвещение, 2018

8

Алгебра

 

 

Геометрия

Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. Геометрия. 7-9 классы. Москва. Просвещение,2009 г.

«Алгебра - 8» Макарычев Ю. Н. под ред. Теляковского С. А., М. , Просвещение,  2017

«Геометрия  7-9» Атанасян Л. С., М., Просвещение, 2013

9

Алгебра

 

 

Геометрия

Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. Геометрия. 7-9 классы. Москва. Просвещение,2009 г.

«Алгебра  - 9» Макарычев Ю. Н. под ред. Теляковского С. А., М. , Просвещение 2017

«Геометрия  7-9» Атанасян Л. С., М., Просвещение, 2013

8

Информатика

Примерная программа по информатике М.:БИНОМ, 2007

И.Семакин. Информатика -8. Базовый курс. «Бином», 2012-13 год

9

Информатика

Примерная программа по информатике М.:БИНОМ, 2019

Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. Информатика -9. Базовый курс. «Бином», 2019 год

5

История

Программа по истории для школ, лицеев, гимназий, 2011 г., Просвещение.

Вигасин А. А., Годер Г. И., «История Древнего Мира», М.Просвещение, 2015

6

История

Программа по истории для школ, лицеев, гимназий, 2011 г., Просвещение.

Е.В.Агибалова, Г.М.Донской «История средних веков», 2012-13 г., Просвещение.

А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России до XVII века», 2012-13 г.

7

История

Программа по истории для школ, лицеев, гимназий, 2011 г., Просвещение.

А.Я.Юдовская «Новая история, I часть», Просвещение, 2012-13 г.

А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России », 2018 г., Просвещение

8

История

Программа по истории для школ, лицеев, гимназий, 2011 г., Просвещение.

Данилов А. А., Косулина Л. Г. «История России», М., Просвещение, 2018

9

История

Программа по истории для школ, лицеев, гимназий, 2019 г., Просвещение.

А. А. Искендерова «История России,  XX век», 2019 г, Просвещение

 

5

Обществознание

 Программа по обществознанию для школ, лицеев, гимназий, 2011 г., Просвещение.

Л.Н.Боголюбов «Обществознание», 2013-15 год, Просвещение

6

Обществознание

 Программа по обществознанию для школ, лицеев, гимназий, 2011 г., Просвещение.

Л.Н.Боголюбов «Обществознание», 2013-17 год, Просвещение

7

Обществознание

 Программа по обществознанию для школ, лицеев, гимназий, 2011 г., Просвещение.

Л.Н.Боголюбов «Обществознание», 2017 год, Просвещение

8

Обществознание

 Программа по обществознанию для школ, лицеев, гимназий, 2011 г., Просвещение.

Л.Н.Боголюбов «Обществознание», 2017 год, Просвещение

9

Обществознание

 Программа по обществознанию для школ, лицеев, гимназий, 2019 г., Просвещение.

Л.Н.Боголюбов «Обществознание», 2019 год, Просвещение

5

География

Программа общеобразовательных учреждений. Сборник разноуровневых  программ.

География 5-9 классы Москва, «Дрофа», 2019 г. Составитель В.И.Сиротин.

«География – 5» О. А. Климанова, В. В. Климанов, Москва «Дрофа», 2020

6

География

Программа общеобразовательных учреждений. Сборник разноуровневых  программ.

География 5-9 классы Москва, «Дрофа», 2011 г. Составитель В.И.Сиротин.

«География 6 кл.», Герасимова Т.П., Г.Ю.Грюнберг, Москва, «Просвещение», 2013-17 г.

7

География

Программа общеобразовательных учреждений. Сборник разноуровневых  программ.

География 5-9 классы Москва, «Дрофа», 2011 г. Составитель В.И.Сиротин.

«География материков и океанов», В.А.Коринская, И.В.Душина,  Москва, «Просвещение», 2017 г.

8

География

Программа общеобразовательных учреждений. Сборник разноуровневых  программ.

География 5-9 классы Москва, «Дрофа», 2011 г. Составитель В.И.Сиротин.

«География России. Природа» Баринова И. И.,М., Дрофа, 2017

9

География

Программа общеобразовательных учреждений. Сборник разноуровневых  программ.

География 5-9 классы Москва, «Дрофа», 2011 г. Составитель В.И.Сиротин.

«География России. Хозяйство и географические районы», Алексеев А.И., Дрофа, 2019  г.

5

Биология

Программа общеобразовательных учреждений.

Москва, «Просвещение», 2014 г.

«Биология – 5» Пасечник В. В., М., Дрофа, 2013-15

6

Биология

Программа общеобразовательных учреждений.

Москва, «Просвещение», 2012 г.

Школьная программа биологии и учебник В.В.Пасечника «Биология: бактерии, грибы, растения.6кл.», Москва «Дрофа» 2012-13 г.

7

Биология

Программа общеобразовательных учреждений.

Москва, «Просвещение», 2012г.

Школьная программа биологии и учебник Латюшин В.В. «Биология. Животные», Дрофа, 2018 г.

8

Биология

Программа общеобразовательных учреждений.

Москва, «Просвещение», 2012 г.

«Биология – 8» Колесов Д. В., М., Дрофа, 2018

9

Биология

Программа общеобразовательных учреждений.

Москва, «Просвещение», 2012 г.

Программа и учебник для 9 класса «Биология. Введение в общую биологию и экологию» А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, ООО «Дрофа», 2018 г.

8

Химия

Программы для общеобразовательных учреждений. Москва, «Дрофа»,   2014 г.   8-9 классы, автор О.С.Габриелян.

О.С.Габриелян «Химия -8», Москва, «Дрофа», 2019 г.

 

9

Химия

Программы для общеобразовательных учреждений. Москва, «Дрофа»,   2014 г.   8-9 классы, автор О.С.Габриелян.

О.С.Габриелян «Химия -9», Москва, «Дрофа», 2019 г.

 

7

Физика

 Программа для общеобразовательных учреждений «Физика 7-9 кл.», Составители: Ю.И.Дик, В.А.Коровин, Москва2012 г. Просвещение.

А.В.Перышкин «Физика-7» Дрофа 2018

8

Физика

 Программа для общеобразовательных учреждений «Физика 7-9 кл.», Составители: Ю.И.Дик, В.А.Коровин, Москва2012 г. Просвещение.

А.В.Перышкин «Физика-8» Дрофа 2019

9

Физика

 Программа для общеобразовательных учреждений «Физика 7-9 кл.», Составители: Ю.И.Дик, В.А.Коровин, Москва2012 г. Просвещение.

А.В.Перышкин «Физика-9» Дрофа 2019

5

Музыка

Музыка. Программа - автор  Е. Д. Критская, М. Просвещение, 2009

-

6

Музыка

Музыка. Программа - автор  Е. Д. Критская, М. Просвещение, 2009

-

7

Музыка

Музыка. Программа - автор  Е. Д. Критская, М. Просвещение, 2009

-

8

Музыка

Музыка. Программа - автор  Е. Д. Критская, М. Просвещение, 2009

-

5

ИЗО

Программа общеобразовательных учреждений «Изо и художественный труд» под ред. Неменского Б. М., М., Просвещение, 2009

-

6

ИЗО

Программа общеобразовательных учреждений «Изо и художественный труд» под ред. Неменского Б. М., М., Просвещение, 2009

-

7

ИЗО

Программа общеобразовательных учреждений «Изо и художественный труд» под ред. Неменского Б. М., М., Просвещение, 2009

-

8

ИЗО

Программа общеобразовательных учреждений «Изо и художественный труд» под ред. Неменского Б. М., М., Просвещение, 2009

-

5

Физическая культура

Комплексная программа  физического воспитания учащихся 1-11 классов, В.И.Лях, 2009

-

6

Физическая культура

Комплексная программа  физического воспитания учащихся 1-11 классов, В.И.Лях, 2009

-

7

Физическая культура

Комплексная программа  физического воспитания учащихся 1-11 классов, В.И.Лях, 2009

-

8

Физическая культура

Комплексная программа  физического воспитания учащихся 1-11 классов, В.И.Лях, 2009

-

9

Физическая культура

Комплексная программа  физического воспитания учащихся 1-11 классов, В.И.Лях, 2009

-

5

ОБЖ

Региональная учебная программа общеобразовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности для основного общего образования 5-9 классы», Владимир, 2007

«Основы безопасности жизнедеятельности» 5 кл., Виноградова Н. Ф., Смирнов Д. В., М, «Вента –Граф», 2020

6

ОБЖ

Региональная учебная программа общеобразовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности для основного общего образования 5-9 классы», Владимир, 2007

«Основы безопасности жизнедеятельности» 6 кл., Смирнов А.Т. М., Просвещение, 2013

7

ОБЖ

Региональная учебная программа общеобразовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности для основного общего образования 5-9 классы», Владимир, 2007

«Основы безопасности жизнедеятельности» 7 кл., Смирнов А.Т. М., Просвещение, 2017

8

ОБЖ

Региональная учебная программа общеобразовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности для основного общего образования 5-9 классы», Владимир, 2007

«Основы безопасности жизнедеятельности» 8 кл., Смирнов А.Т. М., Просвещение, 2011

9

ОБЖ

Региональная учебная программа общеобразовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности для основного общего образования 5-9 классы», Владимир, 2007

«Основы безопасности жизнедеятельности» 5 кл., Виноградова Н. Ф., Смирнов Д. В., М, «Вента –Граф», 2020

5

Технология

Программа общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение.5 -11 кл. Симоненко В. Д., М. Вента –Граф, 2006

«Технология домоводства» 5 кл.,2015 г.

«Индустриальная технология» 5 кл., 2015 г

6

Технология

Программа общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение.5 -11 кл. Симоненко В. Д., М. Вента –Граф, 2006

«Технология домоводства» 6 кл.,2018 г.

«Индустриальная технология» 6 кл., 2017 г

7

Технология

Программа общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение.5 -11 кл. Симоненко В. Д., М. Вента –Граф, 2006

«Технология домоводства» 7 кл.,2017 г.

«Индустриальная технология» 7кл., 2018 г

8

Технология

Программа общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение.5 -11 кл. Симоненко В. Д., М. Вента –Граф, 2006

«Технология» 8 кл., 2019

         

 

 

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: